Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

16 сентября 2019

Общие сведения о Всемирном дне безопасности пациентов

Безопасность пациентов — это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения — широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи.

 Отметим, что по оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи, возможно причинение вреда по меньшей мере каждому 10 пациенту.

Вместе с тем, почти половина нежелательных событий, которые могут повлечь причинение вреда, являются предотвратимыми. Как пример можно привести снижение распространённости внутрибольничных инфекций, которое на 55% связано исключительно с соблюдением правил гигиены рук медицинского персонала.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Цель Всемирного дня безопасности пациента — повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

Ключевой лозунг текущего года в Российской Федерации: «Культура безопасности — ответственность каждого».

Приоритетным направлением деятельности Росздравнадзора является эффективный контроль за соблюдением прав граждан на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь.

О проблемах при обеспечении безопасности оказываемой медицинской помощи свидетельствуют и результаты проверок Росздравнадзора.

Планомерно осуществляется государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок медицинских организаций, проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и выполнение иных контрольно-надзорных функций.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

В 2019 году в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проведено 5895 проверок, в том числе 5303 внеплановых проверок (90,0% от общего количества проведенных проверок), из них 3832 проверки (72,3%) были документарными.

Основаниями для проведения внеплановых проверок послужили:

обращения граждан, содержащие сведения о возникновении угрозы жизни и здоровью — 1729 проверок (32,6%);

обращения граждан, содержащие сведения о причинении вреда жизни и здоровью — 633 проверок (12,0%);

на основании требований органов прокуратуры — 182 проверок (3,4%);

во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по заданию Росздравнадзора — 406 проверок (7,6%);

в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений — 2353 проверки (44,4%).

В ходе проведенного контроля проверена деятельность 4959 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них: федеральных медицинских организаций — 463 (в том числе, учреждений ФСИН России — 158, учреждений находящихся в ведении Минобороны России — 28, учреждений ФМБА России — 80); медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации — 3208; муниципальных медицинских организаций — 31; медицинских организаций частной системы здравоохранения и индивидуальных предпринимателей — 1253, внебюджетных фондов — 4.

К проведению проверок привлечено 1445 экспертов.

В деятельности 2779 медицинских организаций (56,0% от числа проверенных) выявлены нарушения обязательных требований.

По результатам проверок:

выдано 2779 предписаний об устранении выявленных нарушений;

составлено 887 протоколов об административном правонарушении;

материалы проверок направлены в Следственный комитет Российской Федерации — 182, Роспотребнадзор — 21, правоохранительные органы — 84, органы прокуратуры — 88, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — 538.

Соблюдение органами государственной власти Российской Федерации органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья граждан

В 2019 году в Росздравнадзор поступило 30548 обращений граждан с жалобами на нарушение, по мнению заявителей, их прав на получение медицинской помощи (на 13,6% больше чем в 2018 году — 26880), в том числе на:

низкое качество медицинской помощи — 18376;

отказ в оказании медицинской помощи — 2091;

непредоставление гарантированного объема медицинской помощи — 3407;

низкую доступность медицинской помощи — 2152;

нарушение права на оказание медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы — 2506;

нарушение права выбора врача и медицинской организации — 450;

отказ в предоставлении информации о состоянии здоровья — 820;

несоблюдение врачебной тайны — 211;

медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина — 257;

нарушение права на приоритетную охрану здоровья детей — 573;

непредоставление информации о факторах, влияющих на здоровье — 269.

В отношении органов государственной власти 61 субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья всего проведена 871 проверка, из них плановых — 26.

Количество проведенных внеплановых проверок — 844 (из них документарных — 747 (88,4%), в том числе на основании:

приказа Территориального органа Росздравнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации — 16 проверок;

поступления обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан — 436;

причинения вреда жизни, здоровью граждан — 4;

истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований — 379 проверок;

приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры — 9 проверок.

Заключительные тезисы

Таким образом, в основе деятельности сотрудников Росздравнадзора находится человек — пациент, его нужды и стремления к сохранению и восстановлению здоровья.

Пациентоориентированность — основной принцип организации работы всех сотрудников Росздравнадзора, от центрального аппарата и территориальных органов до сотрудников подведомственных организаций.

Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.